Суббота, 04.05.2024, 00:22
Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Игра на всю жизнь

Научно - исследовательская работа

«Шахматы – это почти идеальная модель игры

для интеллектуального воспитания детей»

В.Предеин,

международный мастер спорта

  1. Введение

1. Постановка проблемы, актуальность, цели, задачи.

        Шахматы - древняя  интеллектуальная  игра,  имеющая  многовековую  историю.  Она 
способствует становлению личности, учит мыслить и планировать свои действия, развивает

внимание, смекалку, воспитывает волю, характер.

         С 1 сентября 2010 года в начальных школах Сафакулевского района  был дан старт областному проекту «Интеллектуал Зауралья» (Шахматный всеобуч). У нас в школе со 2 класса по 5 класс преподается предмет «Шахматный всеобуч». Используя потенциал этой интеллектуальной игры, развивается логическое мышление и умственные способности детей.

       Современный мир требует подкованных, интеллектуальных людей, от которых будет 
зависеть  дальнейшее  развитие  нашего  общества.  А  я - сегодняшнее  и  будущее его,

 и, возможно,  от меня будет зависеть многое в этой жизни. 
 
       Поэтому  и  тему  исследовательской  работы  я  выбрала «Игра на всю жизнь»,  

действительно  ли,  шахматы являются приоритетом в развитии  способностей школьников. (Приложение №1) 


                                                              Актуальность

  • Шахматы, гармонично сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, оказывают многостороннее влияние на человека, помогают развитию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и художественных вкусов.
  • Сложные, полные внутренних противоречий рассуждения шахматиста, постоянная смена обстановки на доске и переоценка ценностей - вся логика и диалектика шахматной борьбы служит прекрасной тренировкой умственных способностей  человека. 
  • Шахматы  способствуют  формированию  здорового образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.

 Гипотеза:   Игра в шахматы порождает новый взгляд на развитие личности.

                                   Цели

  1. Привлечь внимание к игре в шахматы и заинтересовать  моих сверстников этой игрой.
  2. Познакомить ребят с нашим земляком, который всю жизнь играет в шахматы.
  3. Проследить закономерность игры в шахматы с успеваемостью.
  4. Показать, что шахматы можно изготовить самим.
  1. формирование здорового образа жизни будущих граждан России через приобщение их к шахматной культуре.
  2. Поделиться своими успехами.

Задачи

  1. Показать необходимость игры в шахматы.
  2. Провести опрос.
  3. Создать новый образ шахмат.
  1.  Вывод

2. Объект, этапы, методы исследования.

Объект исследования:

                            шахматы как игра;

                                     главный судья, учитель, шахматист;

                                                          Хасанов С.М.

Этапы исследования

  • Сбор информации.
  • Обработка результатов. 
  • Составление диаграммы.
  • Подведение итогов.
  • Оформление презентации.
  • Подготовка устного сообщения. 

Методы исследования

* Теоретические

 - изучение литературы;

- опрос;

- анкетирование.

* Практические

- самонаблюдение;

- изготовление шахмат.

* Методы анализа и обработки информации

- математические вычисления с помощью микрокалькулятора;

- вывод о влиянии шахмат на развитие интеллектуального роста школьников.

3. Практическая значимость работы.

       Шахматы приносят людям много творческой радости. Гармонически сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, они оказывают многостороннее влияние на человека, помогают формированию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и художественных вкусов.
Прежде чем сделать ход, шахматист должен оценить положение, наметить план игры, проанализировать основные положения и возможные ответы противника. Эти расчеты составляют цепь логически связанных друг с другом умозаключений. Сложные, полные внутренних противоречий рассуждения шахматиста, постоянная смена обстановки на доске и переоценка ценностей- вся эта логика и диалектика шахматной борьбы служит прекрасной тренировкой умственных сил человека.
Наконец, важную особенность шахмат составляет спортивный характер игры. Шахматист творит не один, а в постоянном столкновении с мыслью, характером, волей противника. Шахматисты воспитывают, таким образом, волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.  (Приложение №2) 

  1. Основная часть.

1. Интервью.

      Наша область богата  плодородной землей. И пусть нет в недрах Зауралья богатых залежей природных ископаемых, зато есть люди талантливые и работающие, приносящие славу своей малой Родине: Терентий Мальцев, Гавриил Илизаров, Яков Витебский, Владимир Потанин и Герман Травников и другие. Много имен славных в городах и селах нашего края.

      Интервью с Абрамовым Николаем Александровичем, руководителя проекта «Интеллектуал Зауралья», главным судьей Федерации шахмат Сафакулевского района.  (Приложение №3) 

  Я: «Шахматы действительно развивают память, дисциплину, воображение?»

  Николай Александрович: «Раньше нам рассказывали, что многие великие люди играли в шахматы. Я бы сказал так: они не были бы настолько велики, если бы в детстве не познакомились с  шахматами».

  Я: «В каком возрасте лучше заниматься шахматами?»

  Николай Александрович: «В последнее время проводилось много экспериментов во многих странах мира. И итоги говорят о том, что начинать заниматься шахматами нужно с 6-7 лет. Данные показывают, что у младших школьников участвовавших в таких экспериментах появляется успеваемость по всем предметам. Учителя отмечают, у многих детей улучшение памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображения»

  Я: Помогло ли Вам умение играть в шахматы в жизни?

  Николай Александрович: Я думаю, что помогло. Начинал работать в Щучанском районе и там много интересных людей узнал, они помогали мне. В шахматы играли многие известнейшие люди и в нашей стране, и в нашей области.

               Интервью с Ашихиной  Галиной Дмитриевной - учителя начальных классов, преподавателя предмета «Шахматный всеобуч»  в рамках регионального проекта «Интеллектуал Зауралья». (Приложение №4) 

  Я: Нужен ли предмет «Шахматный всеобуч» в школе?

  Галина Дмитриевна: Да, нужен. Уже первые шаги показали, что мы на правильном пути – дети  с интересом приняли новый предмет. Ребята моего класса окунулись в увлекательный мир шахмат.

  Я: Правда ли, что игра в шахматы развивает изобретательность и логическое мышление, вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность?

  Галина Дмитриевна: В прошлом году, когда начала вести уроки шахмат во 2 классе, возникли проблемы. Некоторые  считали, что изучать шахматы не обязательно. Трудно было поддерживать дисциплину в классе. Через полгода появилась заинтересованность. Ребята стали помогать друг другу. На уроках вели себя более спокойно. Ребята стали лучше контролировать свои усилия - умственные, душевные и физические. Теперь они более универсальны при подготовке к турнирам, умеют терпеть удар и получать при выигрыше положительные эмоции.

 Я веду этот предмет второй год. Мои ученики стали более собранными, внимательными  и усидчивыми  не только на уроках шахмат, но и на других уроках. Так же шахматы положительно влияют на развитие мыслительной деятельности, формируют культуру поведения.

         Интервью с Хасановым Саитгалеем Муллагалеевичем - семикратным чемпионом района по шахматам, жителя д. Калмык Абдрашево. (Приложение №5) 

  Я: Что для Вас шахматы?

  Саитгалей Муллагалеевич: Игра на всю жизнь.

  Я: Каковы ваши достижения?

  Саитгалей Муллагалеевич: Победа для меня не главное. Новая игра – новая уникальная позиция. Сравниваешь одну игру с другой, меняешь стратегии, план хода и в итоге – победа. Бывает и проигрываю, без этого ни как, тогда придя домой, снова проигрываю эту игру на своей доске и нахожу свою ошибку.

  Я: Что бы Вы посоветовали детям, чтобы выигрывать?

  Саитгалей Муллагалеевич: Побольше читать литературу о шахматах, разбирать наиболее известные дебюты: «Испанская партия», «Королевский гамбит», «Староиндийская защита» и другие.

2. Краткая биография Хасанова С.М.

           Хасанов Саитгалей Муллагалеевич родился 9 декабря 1960 года в д. Мурзабаево, в большой дружной  многодетной семье. С самого раннего детства отец, участник ВОВ Хасанов Муллагалей Сафаргалеевич привил детям любовь к труду, уважение к окружающим.

        Долгими зимними вечерами мальчишки - их семье четверо, сделав самодельную доску из картона, вместо фигур – пуговицы, играли в шашки. Вместо потерянных пуговиц, тайком от матери, они отрезали пуговицы от тулупов и пальто (большие – для «дамок»). Саитгалей вспоминает слова отца: «У детей в возрасте 3-6 лет хорошая память и надо успеть увлечь их любимым занятием». Так в возрасте 4-5 лет Саитгалей неплохо играл в шашки. Отец показывал интересные ходы и композиции, чем интриговал игру, появлялся интерес, азарт.

         Первое знакомство игры в шахматы показал старший брат Тимергалей – игра показалась интересной. Но брат отца, т.е. дядя Саитгалея Абдулхай Сафаргалеевич показал интересные задачи и этюды, чем увлек Саитгалея игрой в шахматы.

         И вот Саитгалей уже участвует на первых в своей жизни, по – настоящему  серьезных соревнованиях. Он играл в шахматы с взрослыми в своей деревне и выигрывал у них. В 15 лет участвовал в межрайонных соревнованиях в команде Сафакулевского района.

         Во время службы в рядах Советской армии играл одновременный сеанс с мастерами спорта по шахматам, во время увольнительных дней, в парке Измайловсом, В Сокольниках города Москвы.

         Участвовал в конкурсах по решению шахматных задач, добившись титула чемпиона района. Он семикратный чемпион района по шахматам. Первый раз стал чемпионом в 1982 году. Участник районных, межрайонных и областных игр по шахматам и шашкам.

Проводит соревнования по шашкам и шахматам с детьми и взрослыми в своей деревне Калмык Абдрашево, в местном центре досуга.  (Приложение №6) 

                Шахматы - мощный стимул развития любознательности. Они вносят свой вклад в формирование творческих качеств личности. Занятия шахматами в начальных классах показали, что через несколько месяцев дети, сравнивая позиции на шахматной доске, научились обобщать шахматный материал, затем стали выделять главные особенности конкретной ситуации и  переносить усвоенный на шахматном материале навыки и умения в другие сферы своей деятельности.  

3. Анкетирование

а) «Анкета «Шахматы – это интересно»

    В 3  классе было проведено анкетирование, целью которого было узнать, как  они относятся к игре шахматы. В опросе приняло участие 11 учащихся, в том числе 4 девочки и 7 мальчиков.

 (Приложение №7) 

Результаты анкетирования

·         все учащиеся в классе умеют играть в шахматы;

·         большинство (9 человек) считает шахматы увлекательной игрой;

·         2 человека считают шахматы спортивным состязанием;

·         большинство (6 человек) назвало самым важным в шахматах знание правил игры;

·         1 человек считает, что самое важное в шахматах – способность мыслить на несколько шагов вперед;

·         меньше половины (4 человека) ответили, что самым важным в шахматах является внимательность и собранность;

·         большинство (11 человек) считает, что умение играть в шахматы развивает ум;

·         ни один не ответил, что шахматы отнимают у них свободное время;

  • 10 ребят хотели бы заниматься шахматами более углубленно, один – не хотел бы.

 

       Вывод: Игра в шахматы – увлекательная игра, развивает ум, внимательность и собранность,  нужно знать правила и заниматься шахматами углубленно.

б) Анкета «Среди школьников 2-4 классов» 

        В опросе приняло участие 29 учеников из МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа и «Калмык Абдрашевская НОШ».  (Приложение №8) 

     Вывод: игра в шахматы помогает бороться с неуспеваемостью, развивает изобретательность и логическое мышление.

4. Новый образ шахмат.

      31 октября 2013 года в с. Сафакулево состоялась 1 Региональная научно – практическая конференция « Перспективы  развития шахматного образования в Курганской области» в рамках реализации партийного проекта «Интеллектуал Зауралья». (Приложение №9) 

       На этой конференции открытый урок провела  Ашихина Галина Дмитриевна ("Современный урок шахмат в начальной школе"). (Приложение №10) 

       Также была организована выставка вязанных шахмат нашего кружка «Волшебство своими руками», руководитель Хабибуллина Диляра Гарифьяновна. Мое изделие – шахматная доска и 32 фигуры. (Приложение №11) 

 5. Мои достижения.

     C ранних лет я занимаюсь шахматами. Имею медали и дипломы за призовые места в шахматных турнирах. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным.

 В первый раз я играла в районном шахматном турнире для начальных классов  6 января 2012 года в Доме детского творчества на базе районной детской библиотеки и заняла третье место. Затем 8 января 2013 года в районной спартакиаде школьников – 1 место. Командное 3 место по шашкам. 21 апреля 2013 года – 2 место, турнир проходил в д. К-Абдрашево, в честь 90 – летия Сафакулевского района. 14 февраля в Сафакулево состоялось четвертое первенство района по шахматам среди школьников, на котором я заняла 2 место. 21 февраля в Сулюклино, в честь открытия мемориала Юсупову Наркису Нигаматовичу, наша команда заняла 3 место.

Надеюсь в дальнейшем пополнить свой список  грамотами и призами. (Приложение №12) 

III. Выводы, заключение

Заключение

  • Игра в шахматы решает сразу несколько задач – расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости, развивает изобретательность и логическое мышление, вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность.

·        В шахматы я научилась играть в 7 лет. Я  участвую в шахматных турнирах и по итогам соревнований получаю грамоты, медали и подарки.

·        В нашем классе все ребята играют в  шахматы уже шестой год и для своего возраста играют хорошо. Этому во многом способствует предмет «Шахматный всеобуч», благодаря которому наш  класс регулярно посещает шахматный кружок.

·        Являясь древней игрой, шахматы имеют очень интересную историю с различными мифами и легендами.

·        С шахматами нужно дружить, потому что эта игра развивает ум, логическое мышление, способность мыслить на несколько шагов вперед, делает детей более организованными, собранными и внимательными.

·        Являясь увлекательной игрой, шахматы учат меня быть более вдумчивой, принимать правильные решения для достижения цели. В этом заключается спортивный азарт, что закаляет характер, а победы в турнирах дают большой эмоциональный заряд!

·        Я занимаюсь в шахматном кружке и хочу, чтобы как можно больше ребят играло в эту игру. Считаю, что начальная школа, нуждается в учебном предмете, где могут быть использованы шахматы.

Вывод: в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!

IV. Литература

 

  1. Н.А.Абрамов, В. Паниковский, Д.Фахрисламова, Н.Кадырова – Шахматный всеобуч в Сафакулевском районе – «Нафаня», Курган, 2012, 35с.
  2. В.А. Гусев, А.Г. Мордкович Математика – справочные материалы – М., Просвещение, 1986-271с.
  3. Д. Норвуд – Начальный курс шахмат- М., Астрель*АСТ, 2004, 127 с.
  4. В. Паниковский, М. Черепанов – Похождения слоника в XXI веке – «Дамми», Курган, 2008, 411 с.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024