Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Игра на всю жизньНаучно - исследовательская работа «Шахматы – это почти идеальная модель игры для интеллектуального воспитания детей» В.Предеин, международный мастер спорта
1. Постановка проблемы, актуальность, цели, задачи. Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Она внимание, смекалку, воспитывает волю, характер. С 1 сентября 2010 года в начальных школах Сафакулевского района был дан старт областному проекту «Интеллектуал Зауралья» (Шахматный всеобуч). У нас в школе со 2 класса по 5 класс преподается предмет «Шахматный всеобуч». Используя потенциал этой интеллектуальной игры, развивается логическое мышление и умственные способности детей. Современный мир требует подкованных, интеллектуальных людей, от которых будет и, возможно, от меня будет зависеть многое в этой жизни. действительно ли, шахматы являются приоритетом в развитии способностей школьников. (Приложение №1)
Гипотеза: Игра в шахматы порождает новый взгляд на развитие личности. Цели
Задачи
2. Объект, этапы, методы исследования. Объект исследования: шахматы как игра; главный судья, учитель, шахматист; Хасанов С.М. Этапы исследования
Методы исследования * Теоретические - изучение литературы; - опрос; - анкетирование. * Практические - самонаблюдение; - изготовление шахмат. * Методы анализа и обработки информации - математические вычисления с помощью микрокалькулятора; - вывод о влиянии шахмат на развитие интеллектуального роста школьников. 3. Практическая значимость работы. Шахматы приносят людям много творческой радости. Гармонически сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, они оказывают многостороннее влияние на человека, помогают формированию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и художественных вкусов.
1. Интервью. Наша область богата плодородной землей. И пусть нет в недрах Зауралья богатых залежей природных ископаемых, зато есть люди талантливые и работающие, приносящие славу своей малой Родине: Терентий Мальцев, Гавриил Илизаров, Яков Витебский, Владимир Потанин и Герман Травников и другие. Много имен славных в городах и селах нашего края. Интервью с Абрамовым Николаем Александровичем, руководителя проекта «Интеллектуал Зауралья», главным судьей Федерации шахмат Сафакулевского района. (Приложение №3) Я: «Шахматы действительно развивают память, дисциплину, воображение?» Николай Александрович: «Раньше нам рассказывали, что многие великие люди играли в шахматы. Я бы сказал так: они не были бы настолько велики, если бы в детстве не познакомились с шахматами». Я: «В каком возрасте лучше заниматься шахматами?» Николай Александрович: «В последнее время проводилось много экспериментов во многих странах мира. И итоги говорят о том, что начинать заниматься шахматами нужно с 6-7 лет. Данные показывают, что у младших школьников участвовавших в таких экспериментах появляется успеваемость по всем предметам. Учителя отмечают, у многих детей улучшение памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображения» Я: Помогло ли Вам умение играть в шахматы в жизни? Николай Александрович: Я думаю, что помогло. Начинал работать в Щучанском районе и там много интересных людей узнал, они помогали мне. В шахматы играли многие известнейшие люди и в нашей стране, и в нашей области. Интервью с Ашихиной Галиной Дмитриевной - учителя начальных классов, преподавателя предмета «Шахматный всеобуч» в рамках регионального проекта «Интеллектуал Зауралья». (Приложение №4) Я: Нужен ли предмет «Шахматный всеобуч» в школе? Галина Дмитриевна: Да, нужен. Уже первые шаги показали, что мы на правильном пути – дети с интересом приняли новый предмет. Ребята моего класса окунулись в увлекательный мир шахмат. Я: Правда ли, что игра в шахматы развивает изобретательность и логическое мышление, вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность? Галина Дмитриевна: В прошлом году, когда начала вести уроки шахмат во 2 классе, возникли проблемы. Некоторые считали, что изучать шахматы не обязательно. Трудно было поддерживать дисциплину в классе. Через полгода появилась заинтересованность. Ребята стали помогать друг другу. На уроках вели себя более спокойно. Ребята стали лучше контролировать свои усилия - умственные, душевные и физические. Теперь они более универсальны при подготовке к турнирам, умеют терпеть удар и получать при выигрыше положительные эмоции. Я веду этот предмет второй год. Мои ученики стали более собранными, внимательными и усидчивыми не только на уроках шахмат, но и на других уроках. Так же шахматы положительно влияют на развитие мыслительной деятельности, формируют культуру поведения. Интервью с Хасановым Саитгалеем Муллагалеевичем - семикратным чемпионом района по шахматам, жителя д. Калмык Абдрашево. (Приложение №5) Я: Что для Вас шахматы? Саитгалей Муллагалеевич: Игра на всю жизнь. Я: Каковы ваши достижения? Саитгалей Муллагалеевич: Победа для меня не главное. Новая игра – новая уникальная позиция. Сравниваешь одну игру с другой, меняешь стратегии, план хода и в итоге – победа. Бывает и проигрываю, без этого ни как, тогда придя домой, снова проигрываю эту игру на своей доске и нахожу свою ошибку. Я: Что бы Вы посоветовали детям, чтобы выигрывать? Саитгалей Муллагалеевич: Побольше читать литературу о шахматах, разбирать наиболее известные дебюты: «Испанская партия», «Королевский гамбит», «Староиндийская защита» и другие. 2. Краткая биография Хасанова С.М. Хасанов Саитгалей Муллагалеевич родился 9 декабря 1960 года в д. Мурзабаево, в большой дружной многодетной семье. С самого раннего детства отец, участник ВОВ Хасанов Муллагалей Сафаргалеевич привил детям любовь к труду, уважение к окружающим. Долгими зимними вечерами мальчишки - их семье четверо, сделав самодельную доску из картона, вместо фигур – пуговицы, играли в шашки. Вместо потерянных пуговиц, тайком от матери, они отрезали пуговицы от тулупов и пальто (большие – для «дамок»). Саитгалей вспоминает слова отца: «У детей в возрасте 3-6 лет хорошая память и надо успеть увлечь их любимым занятием». Так в возрасте 4-5 лет Саитгалей неплохо играл в шашки. Отец показывал интересные ходы и композиции, чем интриговал игру, появлялся интерес, азарт. Первое знакомство игры в шахматы показал старший брат Тимергалей – игра показалась интересной. Но брат отца, т.е. дядя Саитгалея Абдулхай Сафаргалеевич показал интересные задачи и этюды, чем увлек Саитгалея игрой в шахматы. И вот Саитгалей уже участвует на первых в своей жизни, по – настоящему серьезных соревнованиях. Он играл в шахматы с взрослыми в своей деревне и выигрывал у них. В 15 лет участвовал в межрайонных соревнованиях в команде Сафакулевского района. Во время службы в рядах Советской армии играл одновременный сеанс с мастерами спорта по шахматам, во время увольнительных дней, в парке Измайловсом, В Сокольниках города Москвы. Участвовал в конкурсах по решению шахматных задач, добившись титула чемпиона района. Он семикратный чемпион района по шахматам. Первый раз стал чемпионом в 1982 году. Участник районных, межрайонных и областных игр по шахматам и шашкам. Проводит соревнования по шашкам и шахматам с детьми и взрослыми в своей деревне Калмык Абдрашево, в местном центре досуга. (Приложение №6) Шахматы - мощный стимул развития любознательности. Они вносят свой вклад в формирование творческих качеств личности. Занятия шахматами в начальных классах показали, что через несколько месяцев дети, сравнивая позиции на шахматной доске, научились обобщать шахматный материал, затем стали выделять главные особенности конкретной ситуации и переносить усвоенный на шахматном материале навыки и умения в другие сферы своей деятельности. 3. Анкетирование а) «Анкета «Шахматы – это интересно»В 3 классе было проведено анкетирование, целью которого было узнать, как они относятся к игре шахматы. В опросе приняло участие 11 учащихся, в том числе 4 девочки и 7 мальчиков.(Приложение №7) Результаты анкетирования · все учащиеся в классе умеют играть в шахматы;· большинство (9 человек) считает шахматы увлекательной игрой;· 2 человека считают шахматы спортивным состязанием;· большинство (6 человек) назвало самым важным в шахматах знание правил игры;· 1 человек считает, что самое важное в шахматах – способность мыслить на несколько шагов вперед;· меньше половины (4 человека) ответили, что самым важным в шахматах является внимательность и собранность;· большинство (11 человек) считает, что умение играть в шахматы развивает ум;· ни один не ответил, что шахматы отнимают у них свободное время;
Вывод: Игра в шахматы – увлекательная игра, развивает ум, внимательность и собранность, нужно знать правила и заниматься шахматами углубленно. б) Анкета «Среди школьников 2-4 классов»В опросе приняло участие 29 учеников из МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа и «Калмык Абдрашевская НОШ». (Приложение №8)Вывод: игра в шахматы помогает бороться с неуспеваемостью, развивает изобретательность и логическое мышление. 4. Новый образ шахмат. 31 октября 2013 года в с. Сафакулево состоялась 1 Региональная научно – практическая конференция « Перспективы развития шахматного образования в Курганской области» в рамках реализации партийного проекта «Интеллектуал Зауралья». (Приложение №9) На этой конференции открытый урок провела Ашихина Галина Дмитриевна ("Современный урок шахмат в начальной школе"). (Приложение №10) Также была организована выставка вязанных шахмат нашего кружка «Волшебство своими руками», руководитель Хабибуллина Диляра Гарифьяновна. Мое изделие – шахматная доска и 32 фигуры. (Приложение №11) 5. Мои достижения. C ранних лет я занимаюсь шахматами. Имею медали и дипломы за призовые места в шахматных турнирах. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным. В первый раз я играла в районном шахматном турнире для начальных классов 6 января 2012 года в Доме детского творчества на базе районной детской библиотеки и заняла третье место. Затем 8 января 2013 года в районной спартакиаде школьников – 1 место. Командное 3 место по шашкам. 21 апреля 2013 года – 2 место, турнир проходил в д. К-Абдрашево, в честь 90 – летия Сафакулевского района. 14 февраля в Сафакулево состоялось четвертое первенство района по шахматам среди школьников, на котором я заняла 2 место. 21 февраля в Сулюклино, в честь открытия мемориала Юсупову Наркису Нигаматовичу, наша команда заняла 3 место. Надеюсь в дальнейшем пополнить свой список грамотами и призами. (Приложение №12) III. Выводы, заключение Заключение
· В шахматы я научилась играть в 7 лет. Я участвую в шахматных турнирах и по итогам соревнований получаю грамоты, медали и подарки.· В нашем классе все ребята играют в шахматы уже шестой год и для своего возраста играют хорошо. Этому во многом способствует предмет «Шахматный всеобуч», благодаря которому наш класс регулярно посещает шахматный кружок.· Являясь древней игрой, шахматы имеют очень интересную историю с различными мифами и легендами.· С шахматами нужно дружить, потому что эта игра развивает ум, логическое мышление, способность мыслить на несколько шагов вперед, делает детей более организованными, собранными и внимательными.· Являясь увлекательной игрой, шахматы учат меня быть более вдумчивой, принимать правильные решения для достижения цели. В этом заключается спортивный азарт, что закаляет характер, а победы в турнирах дают большой эмоциональный заряд!· Я занимаюсь в шахматном кружке и хочу, чтобы как можно больше ребят играло в эту игру. Считаю, что начальная школа, нуждается в учебном предмете, где могут быть использованы шахматы.Вывод: в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание как детей, так и взрослых. Мудрость, увлекательность и спортивный азарт этой игры никогда не позволят ей стать неинтересным и скучным занятием. Шахматы были, есть и будут всегда!IV. Литература
|
Поиск
Друзья сайта
|