Пятница, 03.05.2024, 21:44
Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа 10 класс

 

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.Федерального компонента государственного стандарта(математика) (Сборник нормативных документов. Математика /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М: «Дрофа», 2004);

2.Примерные программы на основе федерального компонента государственного стандарта общего  образования;

3.Учебный план школы;

4.Приказ по школе о структуре рабочей программы».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

     освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

     овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

     воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

     использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

 

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

При реализации рабочей программы используется УМК Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 3 лабораторных работ, 6 контрольных работ. Тексты лабораторных работ приводятся в учебнике физики для 10 класса.

 

 

 

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

         Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

         Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

         Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,

         Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

         Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,

         Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая  теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

         Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

         Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

         Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

         Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 

 

4.Содержание

 программы учебного предмета.  (68 часов)

Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (23 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел  для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации.

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел  в вакууме и в воздухе. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход кинетической энергии в потенциальную.

Лабораторные работы.

Изучение ускорения свободного падения. Изучение движения тела по окружности. Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика (21 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.

Демонстрации.

Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

 Электродинамика (22 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.  Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

Электрический ток в различных средах.

Демонстрации. Электрометр. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука.

Лабораторные работы. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.  

Итоговое повторение 1 ч

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом.

 

 

 

 

Календарно – тематическое  планирование 10 класс

Тема урока

Кол час

Тип/форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

 

1 четверть

 

 

 

 

 

Введение (1ч)

1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт.

1

Комбинир

 

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Понимать смысл понятий «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы

Введение,

п.1-2

Кинематика (9ч)

2

 Механическое движение, виды движений, его характеристики.

1

лекция

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.

Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие. Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса

П. 3, 7

3

Равномерное и движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

1

Комбинир

Материальная точка, перемещение, скорость, путь

Знать основные понятия

П. 9, 10

4

Графики прямолинейного движения. М-м

1

Комбинир

Связь между кинематическими величинами

Построить график зависимости ( х от t, V  от  t). Анализ графиков

П. 10

5

Скорость при неравномерном движении.

1

Комбинир

Экспериментальное определение скорости

Определить по рисунку пройденный путь. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени

П. 11 Упр.2

6

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

Комбинир

Физический смысл равнозамедленного движения

Понимать смысл понятия «равноускоренное движение»

П.13-15. Упр. 3

7

 Решение задач на равноускоренное движени

1

Отрабумен и навыков

 

Решать задачи, анализировать, делать выводы

П.13-15

8

 Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. М-м Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

1

Отрабумен и навыков

Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка

Воспроизводить, давать определение оступательного движения материальной точки

Уметь пользоваться приборами и вычислять

П.20,23

9

 Обобщение по теме «Кинематика»

1

Закрепление

Физический смысл равноускоренного , равнозамедленного движений

Решать задачи, анализировать, делать выводы

Подготовка к к/р

10

 Контрольная работа по теме «Кинематика»

1

Контроль

 

Уметь применять полученные знания на практике

 

Динамика (4ч)

11

Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

1

Отрабумен и навыков

 

Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

 

Понимать смысл понятий: Механическое движение, относительность, инерция, инертность

П. 22-24

12

 Понятие силы – как меры взаимодействия тел. Решение задач.

1

Отрабумен и навыков

Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направления

П. 25,26

13

II закон Ньютона. III закон Ньютона.

1

Отрабумен и навыков

Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона

П. 27-29

14

Принцип относительности Галилея.

1

Изуч нов мат

Приводить примеры

П. 30 Упр. 6

Силы в механике (3ч)

15

Силы всемирного тяготения. М-м

1

Изуч нов мат

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

 

Объяснять природу взаимодействия. Знать и уметь объяснять, что такое гравитационная сила

П. 31,32

16

Первая космическая скорость.

1

Комбинир

Знать точку приложения веса тела. Понятие о невесомости

П. 34 Упр.7

17

Вес тела. Невесомость и перегрузки. М-м

1

Комбинир

П. 35

Законы сохранения (7ч)

18

Импульс и импульс силы. Закон сохранения импульса.

1

Изуч нов мат

 

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств

Знать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; смысл физических законов классической механики; сохранение энергии, импульса. Границы применимости

П. 41,42

19

Реактивное движение. Решение задач М-м

1

Комбинир

П. 43,44 Упр.8

20

Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

1

Изуч нов мат

Знать смысл физических величин: работа, механическая энергия

П. 45-48,51

21

Закон сохранения и превращения энергии в механики.

1

Изуч нов мат

Границы применимости закона сохранения энергии

П. 52 Упр.9

22

 Лабораторная работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии».

1

Практикум

Уметь работать с оборудованием, измерять

Стр 324

23

 Обобщающее занятие: «Законы сохранения»

1

Обобщен и закреплен

Решать задачи, анализировать, делать выводы

П. 41-52

24

 Контрольная работа №2 по теме: «Законы сохранения»

1

Контроль

Уметь применять полученные знания на практике

 

Молекулярная физика (  19ч)

 

Основы молекулярно-кинетической теории (6ч)

 

25

 Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

1

Изуч нов мат

 

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

 

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.

Понимать смысл понятий: атом, атомное ядро. Характеристики молекул

П.57,58

26

 Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение. М-м

1

Комбинир

Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры

П. 60

27

 Масса молекул. Количество вещества.

1

Комбинир

Понимать смысл физических величин: количество вещества, масса молекул

П.59

28

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

Комбинир

Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний вещества. Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел. Знать модель идеального газа. Решать задачи

П.61,62

29

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.

1

Изуч нов мат

П.63

30

 Обобщающее занятие  по теме: «МКТ» М-м

1

Обобщен и закреплен

П.57-59,60-63

Температура. Энергия теплового движения молекул (2ч)

31

Температура и тепловое равновесие. М-м

1

Изуч нов мат

 

Анализировать состояние теплового равновесия. Значение температуры тела здорового человека. Понимать смысл физических величин: абсолютная температура. Средняя кинетическая энергия частиц

П.64

32

 Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии.

1

Комбинир

П.66

Свойства твердых тел и жидкостей. Газовые законы (5ч)

33

 Строение газообразных, жидких и твердых тел (кристаллические и аморфные тела). М-м

1

Изуч нов мат

 

Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

 

Знать строение вещества, виды агрегатного строения вещества. Знать физический смысл понятий: объем, масса, уравнение состояния идеального газа

П.60,61,73,74

34

 Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа.

1

Изуч нов мат

П.68,69

35

 Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Решение задач.

1

Комбинир

Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении

П.70,71

36

 Влажность воздуха и ее измерение. Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

1

Изуч нов мат

Уметь измерять влажность воздуха, пользоваться приборами, измерять, анализировать

П.72

37

 Контрольная работа №3 по теме: «Молекулярная физика».

1

Контроль

Уметь применять полученные знания на практике

 

Основы термодинамики (6ч)

38

 Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1

Изуч нов мат

 

 

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

 

Уметь приводить примеры. Знать понятие «Теплообмен», физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

П.75,76

39

 Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач.

1

Комбинир

П.77

40

 Первый закон термодинамики.

1

Комбинир

П.78-79

41

 Необратимость процессов в природе. Решение задач.

1

Комбинир

Работа с текстом, уметь анализировать, делать выводы

П.80

42

 Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей. М-м

1

Комбинир

Называть экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных реакторов и гидроэлектростанций

П.82 Упр15

43

 Контрольная работа №4 по теме: «Основы термодинамики».

1

Контроль

Уметь применять полученные знания на практике

 

Электродинамика (25ч)

Электростатика (10ч)

44

 Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон.

1

Изуч нов мат

 

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

 

Проведение опытов по исследованию

явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

 

Приводить примеры электризации

П.84

45

 Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. М-м

1

Комбинир

Понимать смысл физических величин: заряд, элементарный электрический заряд. Уметь измерять

П.85,86

46

 Закон Кулона. Решение задач.

1

Комбинир

Знать границы применимости закона Кулона

П.87 Упр 16

47

 Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Решение задач. М-м

1

Комбинир

Знать принцип суперпозиции полей

П.90,91

48

 Силовые линии электрического поля Решение задач. М-м

1

Комбинир

Уметь сравнивать напряженность в различных точках и показывать направление силовых линий

П 92

49

 Решение задач по теме: «Электростатика»

1

 закреплен

Решать задачи, анализировать, делать выводы, применять формулы

П.84-92

50

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Решение задач.

1

Комбинир

Знать картину эквипотенциальных поверхностей электрических полей

П96 Упр17

51

 Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. М-м

1

Изуч нов мат

Знать применение и соединение конденсаторов

П.99,100

52

 Решение задач по теме: «Электростатика».

1

 закреплен

Решать задачи, анализировать, делать выводы, применять формулы

П.96-100 Упр18

53

Контрольная работа №5 по теме: «Электростатика»

1

Контроль

Уметь применять полученные знания на практике

 

Законы постоянного тока (8ч)

54

 Электрический ток. Сила тока.

1

Изуч нов мат

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:

при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

 для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Знать условия существования электрического тока

П.102

55

 Условия, необходимые для существования электрического тока.

1

Комбинир

Знать технику безопасности работы с электроприборами

П. 103

56

 Закон Ома для участка цепи. Решение задач. М-м

1

Комбинир

Знать зависимость электрического тока от напряжения

П. 104

57

 Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников. Лабораторная работа №5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

1

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024