Суббота, 04.05.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программa 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов.

  Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1.Федерального компонента государственного стандарта(математика) (Сборник нормативных документов. Математика /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М: «Дрофа», 2004);

2.Примерные программы на основе федерального компонента государственного стандарта общего  образования;

3.Учебный план школы;

                                                                                      4.Приказ по школе о структуре рабочей программы».

 

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Предмет физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 202 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 9 часов  для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго­гических технологий, учета местных условий.

 

2.      Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

            знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
  • смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,
  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

 

3.Тематическое планирование

9 класс

                              .      Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв-3 часа

Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

02.09-

20.12

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

22.12 -

24.02

Механические колебания и волны. Звук.

13

1

1

26.02-

24.03

Электромагнитное поле

12

1

1

28.03-

16.05

Строение атома и атомного ядра

14

1

1

 

Всего

65

5

5

 

Тематическое планирование учебного материала физика 9 класс

 

 

Название темы

 

Тип/ форма урока

 

 

Знания, умения, навыки

Домашнее задание

1 четверть

                  ТЕМА 1: Кинематика материальной точки (10часов)

 

 

Тема урока

Тема урока

 

Тема урока

 

1.Материальная точка. Система отсчета.

Изучение нового материала

Знать понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка, траектория

Уметь  привести примеры механического движения

П.1 упр.1 № 2,5

2.Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Комбинированный

Знать понятия: траектория, путь, перемещение

Уметь объяснить их физический смысл

П.2 упр.2  № 1с.240

3.Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач

Комбинированный

Знать понятия: траектория, путь, перемещение, вектор

Уметь решать задачи, делать выводы,

анализировать

П.4 упр.4, №3 с.240

4.Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

М-м

Комбинированный

 

Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение, скорость, ускорение

Уметь определять равноускоренное движение, находить скорость тела при равноускоренном движении

 

П.5 упр.5 № 2,3

5.Скорость равноускоренного движения. График скорости.

Комбинированный

Знать понятия: ускоренное движение, скорость, ускорение, формулы скорости

Уметь решать задачи на нахождение параметров равноускоренного движения, применять формулы

П.6 упр.6 №1-3

6.Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Комбинированный

Знать понятия: ускоренное движение, скорость, ускорение, формулы скорости

Уметь решать задачи на нахождение параметров равноускоренного движения, применять формулы

П.7 упр.7

7.Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. М-м

Комбинированный

Знать понятия: ускоренное движение, скорость, ускорение, формулы скорости

Уметь решать задачи на нахождение параметров равноускоренного движения без начальной скорости, применять формулы

П.8 упр.8

8.Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Практикум

Уметь измерять мгновенную скорость, ускорение, вычислять погрешности измерений

№ 9,10 с 242

9. .Решение задач на прямолинейное равноускоренное движениеМ-м

Решение задач

Знать формулы по теме

Понимать условие задачи, оформлять, переводить единицы в СИ, анализировать, строить графики

 

10.Контрольная работа №1 «Кинематика материальной точки»

Контроль

Уметь решать задачи на нахождение параметров равноускоренного движения, применять формулы

 

               ТЕМА 2: Динамика материальной точки (16часов)

 

 

Тема урока

11.Относительность движения

Комбинированный

Обобщить закономерности прямолинейного равноускоренного движения

Знать формулы по теме

Понимать условие задачи, оформлять, переводить единицы в СИ, анализировать, строить графики

П.9 упр.9 № 2,4,5

12.Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Комбинированный

Повторить понятия: система отсчета, силы трения, силы упругости

Формулировать определение инерциальной системы отсчета

П.10 упр.10

13.Второй закон Ньютона.

Комбинированный

Раскрыть смысл понятий силы, и массы, единицы их измерений

Уметь логически мыслить, читать графики, решать задачи

П.11 упр.11 № 2,4,5.

14.Третий закон Ньютона.

Комбинированный

Закрепить понятия: система отсчета, силы трения, силы упругости

Уметь наблюдать взаимодействие тел, делать выводы, решать задачи

П.12 упр.12

15.Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. М-м

Комбинированный

Знать законы Ньютона

Уметь строить модели явления, решать задачи на свободное падение тел

П.13,14 упр.13.

16. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Практикум

Измерить ускорение свободного падения

 

17.Закон всемирного тяготения М-м

Комбинированный

Знать понятия: силы тяжести, упругости, трения

Уметь анализировать, делать выводы

П.15 упр.15 №2,3

18.Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел. М-м

Комбинированный

Знать понятия: силы тяжести, упругости, трения

Уметь анализировать, делать выводы

П.16 упр.16 № 2,3

19.Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

Комбинированный

Знать понятия: период, частота, линейная скорость, центростремительное ускорение

Уметь наблюдать, делать выводы, анализировать, решать задачи

П.18-19 упр.17 № 1,2  упр.18 № 2

20.Искусственные спутники Земли. М-м

Комбинированный

Знать понятие «искусственный спутник», движение по окружности, его параметры, закон всемирного тяготения

Уметь решать задачи

П.20 упр.19

2 четверть

 

21.Импульс тела.

Изучение нового материала

Знать понятия: импульс тела, импульс силы, 2 закон Ньютона

Уметь решать задачи

П.21 упр.20 №2 

22. Закон сохранения импульса тела.

Комбинированный

Знать закон сохранения импульса

Уметь абстрактно мыслить, делать выводы на основе имеющегося опыта, применять полученные знания для решения задач

П.22 упр.21 №2

23.Реактивное движение. Ракеты. М-м

Комбинированный

Знать понятия: импульс тела, импульс силы, 2 закон Ньютона, закон сохранения импульса

Уметь решать задачи

П.23 упр.22

24.Решение задач

Повторительно- обобщающий

Знать понятия: импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса, скорость, ускорение, масса

Уметь решать задачи

№ 31-32 с.246

25.Решение задач

Повторительно- обобщающий

Знать понятия: импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса, скорость, ускорение, масса

Уметь решать задачи

№ 25-26 с.245

26. Контрольная работа №2 «Динамика материальной точки. Законы сохранения»

Контроль

Уметь решать задачи, применять формулы

 

ТЕМА 3:  Механические колебания и волны. Звук. (13)

 

 

Тема урока

27.Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

Изучение нового материала

Знать понятия: колебание, периодические колебания, механические колебания

Уметь распознавать колебательные процессы, определять период, выделять величины

П.24-25 упр.23

28.Величины, характеризующие колебательное движение.

Комбинированный

Знать понятие «математический маятник»

Уметь вычислять период колебаний

П.26 упр.24 № 2,3,5.

29. Лабораторная работа №3 «Исследование периода и частоты математического маятника от длины нити»

Практикум

Уметь работать с приборами, вычислять, анализировать, делать вывод, оформлять результат исследования

 

30.Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

Изучение нового материала

Знать понятия: периодические, гармонические, затухающие колебания, закон сохранения энергии

Уметь решать задачи

П.27 упр.24 № 1,4

31.Вынужденные колебания. Резонанс. М-м

Комбинированный

Знать понятия: собственные и вынужденные колебания, установившиеся колебания, резонанс

Уметь решать задачи

П.29-30 упр. 27

32.Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны.

Комбинированный

Знать понятия: волновые процессы, механические волны, продольные и поперечные волны

Уметь наблюдать, делать выводы

П.31-32 № 36,37 с.247

33.Длина волны. Скорость распространения волн.

Комбинированный

Знать понятия: длина волны, скорость распространения волны, период и частота

Уметь вычислять длину волны, решать задачи

П.33 упр.28

34.Источники звука. Звуковые колебания. М-м

Комбинированный

Знать понятия: продольные, поперечные волны, характеристики волн, звук, источники звука

Уметь применять знания, находить связи между физическими характеристиками звука и субъективным его восприятием

П.34 упр.29

35.Высота и тембр звука. Громкость звука.

Комбинированный

П.35-36 упр.30

36.Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Комбинированный

Знать понятия: скорость звука, частота, период, длина волны

Уметь  наблюдать, делать выводы

П.37-38 упр.31

3 четверть

37.Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Комбинированный

Знать понятия: скорость звука, частота, период, длина волны, отражение волн, звуковой резонанс

Уметь  наблюдать, делать выводы

П.39-40 упр.32 № 2,4

38. Решение задач

Практикум

Знать понятия: скорость звука, частота, период, длина волны, отражение волн, звуковой резонанс

Уметь  наблюдать, делать выводы, решать задачи

 

39. Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны»

Контроль

Уметь решать задачи, применять формулы

 

ТЕМА 4: Электромагнитное поле.(12часов)

 

 

Тема урока

40.Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное поля. М-м

Изучение нового материала

Знать понятия: магнитное поле, линии магнитного поля, однородное и неоднородное поля, действие магнитного поля на проводник с током

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, решать задачи

П.43-44 упр.33,34

41.Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Комбинированный

П.45 упр.35 №2,4,5

42.Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило «левой руки» М-м

Комбинированный

П.46 упр.36 №1-3

43.Индукция магнитного поля

Комбинированный

Знать понятия: силовая характеристика магнитного поля, магнитная индукция, единицы магнитной индукции, магнитный поток, линии магнитного поля, однородное и неоднородное поля

Уметь анализировать, синтезировать, решать простейшие задачи

П.47 упр.37 №2

44.Магнитный поток

Комбинированный

П.48 упр.38

45.Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Практикум

П.49 упр.39

46.Явление электромагнитной индукции. М-м

Комбинированный

Знать понятия: магнитная индукция, магнитный поток, электромагнитная индукция, переменный электрический ток

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, решать задачи

№ 38 с.248

47.Получение переменного тока

Комбинированный

П.50 упр.40

48.Электромагнитное поле

Комбинированный

Знать понятия: электрическое, магнитное и электромагнитное поля

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, решать задачи

П.51 упр.41

49.Электромагнитные волны М-м

Комбинированный

Знать понятия: электрическое, магнитное и электромагнитное поля, электромагнитные волны, длина волны, частота

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, решать задачи

П.52 упр.42 № 2,2

50.Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Комбинированный

Знать понятия: волновые и корпускулярные свойства объектов, явления отражения, преломления света

Уметь представлять волновые свойства света, объяснять, делать выводы

П.53-54

51. Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»

Контроль

Уметь решать задачи, применять формулы

 

                     ТЕМА 5: Строение атома и атомного ядра. Энергия атомных ядер. (14часов)

 

 

 

52.Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Изучение нового материала

Знать понятия: опыты Резерфорда, ядерная модель атома, а- ,в- ,у- излучения

Уметь сравнивать различные виды излучений, анализировать, делать выводы

П.55

53.Модели атомов. Опыт Резерфорда. М-м

Комбинированный

П.56

54.Радиоактивные превращения атомных ядер.

Комбинированный

П.57упр.43 №3-5

55.Экспериментальные методы исследования частиц.

Комбинированный

Знать понятия: опыты Резерфорда, ядерная модель атома, а- ,в- ,у- излучения

Уметь  наблюдать треки частиц в камере Вильсона, сравнивать различные виды излучений, анализировать, делать выводы

П.58

56.Открытие протона и  нейтрона. М-м

Комбинированный

Знать понятия:  ядерная модель атома, а- ,в- ,у- излучения, закон сохранения электрического заряда

Уметь  наблюдать треки частиц в камере Вильсона, сравнивать различные виды излучений, анализировать, делать выводы

П.59-60 упр. 44

57. Лабораторная работа № 5 «Изучение треков заряженных частиц» М-м

Практикум

П.58-60

58.Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. М-м

Комбинированный

Знать понятия:  ядерная модель атома, а- ,в- ,у- излучения, состав атомного ядра, массовое число, зарядовое число

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, решать задачи

П.61-63 упр.45

4 четверть

59.Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы.

Комбинированный

Знать понятия: состав атомного ядра, ядерные силы, энергия связи, дефект масс

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, решать задачи

П.64-65 упр.46-48

60.Решение задач.

Решение задач

№ 41-42 с.248

61.Деление ядер урана. Цепная реакция. М-м

Комбинированный

Знать понятия: ядерные силы, энергия связи атомных ядер, ядерные реакции

Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, решать задачи

П.66-67  ЛР5

62.Ядерный реактор. Атомная энергетика. М-м

Комбинированный

Знать понятия:  энергия связи атомных ядер, ядерные реакции, ядерная энергетика, экологические проблемы работы атомных электростанций, влияние радиоактивных излучений на живые организмы

Уметь наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы

П.68-69

63.Биологическое действие радиации. М-м

Комбинированный

П.70-71

64. Контрольная работа №5 «Атомная физика»

Контроль

Уметь решать задачи, применять формулы

 

65.Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Античастицы. М-м

Комбинированный

Знать понятия: биологическое действие радиации, термоядерные реакции, элементарные частицы, античастицы

Уметь наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы

П.72-73

           

 

4.Содержание

 (68 часов, 2 часа в неделю)

I. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)

 

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Фронтальная лабораторная работа.

2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

3.Измерение ускорения свободного падения.

Школьный компонент

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Экономия энергорессурсов при использовании в практике явления инерции.

Гравитационные пылеосадочные камеры.

ИЗС для глобального изучения влияния деятельности человека на природу планеты.

Проблемы космического мусора.

Центробежные очистители.

Мировые достижения в освоении космического пространства.

Экологические последствия развития

II.Механические колебания и волны. Звук. (10часов)

 

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны.  Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Школьный компонент

Шумовое загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук. Ультразвуковая очистка воздуха.

Вредное влияние вибраций на человеческий организм.

III.Электромагнитное поле. (11 часов)

 

Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие пров

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024